Публикации Процедура разрешения споров в сфере транспортных перевозок

На сегодняшний день сфера транспортных перевозок значительным образом меняется.

Постепенное внедрение использования электронно-цифровой подписи, обмен заявками на перевозку грузов электронной почтой, влияют на порядок разрешения споров, которые возникают в указанной отрасли.

Важно отметить, что в сфере транспортных отношений достаточно много элементов мошенничества, что объясняется отсутствием процедуры обеспечения денежных обязательств и наличия на рынке значительного числа недобросовестных контрагентов. Особое внимание следует уделять обществам с ограниченной ответственностью, которые могут декларативно заявлять о наличии уставного капитала в размере двух-трех миллионов гривен, но не иметь даже реальной тысячи гривен на банковском счету.

Перевозка грузов автомобильным транспортом

Перевозка грузов автомобильным транспортом подразумевает наличие четырех субъектов (грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора и перевозчика).

При этом, грузоотправитель или грузополучатель может выступать заказчиком перевозки груза, который нанимает экспедитора и заключает с ним соответствующий договор транспортного экспедирования.

В свою очередь, экспедитор заключает договор перевозки груза уже с конкретным перевозчиком, который может иметь в своем штате водителей или быть таковым самостоятельно. Иными словами экспедитор является логистом.

При этом, экспедитор выступает фактически посредником между сторонами, который координирует весь процесс и находится на постоянной связи как с заказчиком, так и перевозчиком. Следует отметить, если в цепочке отношений отсутствует экспедитор, то отношения между заказчиком и перевозчиком будут регулироваться исключительно договором перевозки грузов.

В любом случае споры в данной сфере возникают либо между перевозчиком и экспедитором, либо между экспедитором и заказчиком. Перевозчик не вправе предъявлять претензии к заказчику перевозки потому что между ними отсутствуют прямые договорные отношения. Даже в случае, когда экспедитор не оплачивает перевозку груза, перевозчик не может подавать прямые иски против заказчика на основании того, что экспедитор не оплатил денежные средства и является откровенным мошенником или недобросовестным субъектом хозяйствования.

Абсолютно аналогично должен действовать и заказчик. Если груз утрачен или поврежден, то претензии должны предъявляться к экспедитору, а не перевозчику. Экспедитор имеет право после возмещения заказчику причиненных убытков предъявить претензию к перевозчику за нарушение условий договора перевозки груза, которое повлекло его утрату или повреждение.

Анализ данной отрасли следует начать с договора транспортного экспедирования и договора перевозки грузов.

Порядок заключения таких договоров регламентируется главой 64 и 65 Гражданского кодекса Украины. При этом, важно, что бы в договорах указанного типа были прописаны все необходимые условия, которые предусмотрены действующим законодательством.

Мы советуем всем субъектам отношений в сфере перевозки грузов особое внимание уделить содержанию таких договоров. Ведь стоимость работы юриста по редактированию договоров будет несомненно меньшей, нежели убытки, которые может потерпеть субъект хозяйствования по причине подписания некачественных документов. Кроме этого, достаточно единоразово составить качественный договор и в дальнейшем не возникнет постоянных трудностей по поводу редактирования отдельных пунктов или проблемных ситуаций в судебных инстанциях.

Как в договоре перевозки груза, так и в договоре транспортного экспедирования, особое внимание следует уделить:

  • порядку оплаты денежных средств. Должны быть максимально регламентированы положения об основаниях для оплаты; указано какие документы должны отправляться иной стороне для оплаты и как именно (простым письмом или ценным с описью).
  • ответственности сторон за нарушение условий договора. Должна быть обязательно прописана пеня и штраф за нарушение положений договора; размер процентов за безосновательное пользование денежными средствами в порядке ст. 625 Гражданского кодекса Украины.
  • порядку обмена заявками на перевозку грузов. На сегодняшний день стороны чаще всего обмениваются заявками по электронной почте. Поэтому в договоре должны быть четко установлены адреса электронной почты с которой будет вестись официальная переписка между сторонами.
  • порядку конвертации валют. Договора часто грешат тем, что в рамочном соглашении фигурируют расчеты в гривнах, а в конкретных заявках на перевозку грузов указывается эквивалент в евро или долларах. При этом, нет ни слова о дате конвертации и когда именно следует переводить иностранную валюту в гривну для проведения окончательных расчетов между сторонами. Хотя практика и сложилась, что такая конвертация происходит в день оформления справки о наличии транспортных расходов, однако суды редко принимают такую практику во внимание, ведь договор и заявка не содержит конкретных временных указаний, а справка о наличии транспортных расходов - это односторонний документ экспедитора или перевозчика.

 

Основные особенности ведения договорной работы в сфере транспортных перевозок

К ведению договорной работы необходимо относиться с особым вниманием. Недопустима утрата оригиналов договоров, заявок или дополнительных соглашений. Отдельно следует хранить CMR-накладные и счета на оплату транспортных услуг.

Наиболее популярными категориями судебных споров в сфере перевозки грузов являются:

  • споры по поводу взыскания денежной задолженности.
  • споры по поводу повреждения или утраты грузов.

Судебные споры в сфере транспортных отношений рассматриваются в Хозяйственных судах по месту нахождения ответчика. Перед подачей искового заявления необходимо подготовить пакет документов, который включает в себя исковое заявление, договор транспортного экспедирования или перевозки груза, заявка на конкретную перевозку и дополнительные соглашения к таким договорам. После подготовки пакета документов следует оплатить судебный сбор, который составляет полтора процента от суммы взыскания.

Порядок разрешения споров по перевозке

Срок обращения в суд по внутригосударственным перевозкам составляет три года. Однако если перевозка грузов происходила между определенными странами, то отношения будут регулироваться Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом, где четко указано, что срок обращения в суд ограничен одним годом. Как следствие, если перевозка грузов произошла между странами, то истцу необходимо поторопиться с подачей искового заявления.

В случае обращения в суд с иском о взыскании денежной задолженности к заказчику или экспедитору, следует подготовить документы, которые подтверждают доставку груза согласно условий договора, и доказательства отправки пакета документов иной стороне для оплаты. Очень часто суды отказывают истцам в удовлетворении исковых требований, даже если перевозка груза прошла успешно, однако перевозчик не направил экспедитору надлежащий пакет документов для оплаты.

Чаще всего для оплаты перевозчик должен направить экспедитору (или экспедитор должен отправить заказчику) оригинал счета на оплату, оригинал СМR-накладной, оригинал акта приема-передачи предоставленных услуг, налоговую накладную (в случае уплаты НДС) и иные документы, предусмотренные договором, заключенным между сторонами транспортных отношений. Такие документы лучше всего отправлять ценным письмом с описью и обратным уведомлением.

Кроме этого, важно выждать предусмотренный договором срок на оплату, который часто начинается исчисляться не со времени передачи груза, а с момента отправки пакета документов для оплаты. Перед подачей искового заявления следует изучить иную сторону на предмет наличия имущества. Иначе говоря, получить решение суда может не составить проблемы, оданако такое решение суда еще нужно будет выполнить. Если иная сторона не имеет на праве собственности недвижимого имущества или транспортных средств, то перспектива получить желаемый результат является очень призрачной.

С подачей искового заявления в суд есть возможность подать и заявление об обеспечении иска путем наложения ареста на банковские счета и имущество иной стороны судебного спора. Поэтому важно психологически предугадать возможное поведение экспедитора или заказчика и не станут ли они перерегистрировать свое имущество на подставных лиц с целью избежать уплаты денежных средств по решению суда.

Длительность судебного процесса в хозяйственном суде в среднем составляет 4-6 месяцев с момента подачи искового заявления. В случае апелляционного обжалования судебного решения сроки взыскания могут составить 12-18 месяцев.

После получения судебного решения о взыскании денежных средств перевозчик или экспедитор может обратиться к частному исполнителю по месту нахождения должника с целью принудительного взыскания денежных средств. В таком случае исполнитель проверит ответчика на предмет наличия денежных средств на счетах, наличия движимого и недвижимого имущества. Важно помнить, что отсутствие имущества практически всегда свидетельствует о фактической невозможности выполнения судебного решения.

Что касается утраты груза, то заказчик перевозки должен своевременно обратиться в полицию с заявлением о краже груза. Кроме этого, должны быть в наличии документы, которые подтверждают действительную стоимость товара и его количество. Кража товара не освобождает экспедитора или перевозчика от ответственности.

С целью определения материальных убытков в случае повреждения груза следует провести товароведческую экспертизу. В таком случае оптимально обращаться в государственные экспертные учреждения. Ведь работа и заключения таких учреждений котируются на порядок выше нежели работа частных специалистов.

На сегодняшний день залогом успешной работы в сфере транспортных отношений и перевозки грузов является качественная проверка перевозчиков и экспедиторов. Благо, что существует масса способов такой проверки. Наиболее простые - проверить иную сторону по сайту “Судебная власть Украины”, где можно удостовериться, что контрагент не замешан в подозрительных судебных спорах, и сайтам “Автоматизированная система исполнительных производств” и “Реестр должников”, где можно проверить является ли контрагент недобросовестным с точки зрения наличия и невозврата долгов.

Не следует вступать сразу в долгосрочные отношения. Лучше всего начать с незначительных перевозок и по мере развития деловых отношений доверить перевозку значительных и дорогостоящих грузов.

Возбуждение уголовных дел против мошеннических действий экспедиторов или перевозчиков зачастую не дает нужного результата. Юридические лица с большим количеством долговых обязательств чаще всего перерегистрируются на подставных учредителей, а реальные мошенники (бывшие учредители или директор) давно уже находятся в розыске или за границей.

Как следствие, советуем Вам максимально внимательно относиться к выбору партнеров и контрагентов. В случае судебных споров лучше всего обращаться к специалистам - адвокатам по ведению споров в сфере транспортных перевозок грузов.

Кроме ожесточенных судебных споров, всегда возможно мирное урегулирование. Часто правильно составленная претензия экспедитору или заказчику перевозки может решить множество проблем. Но при этом, такая претензия должна подписываться на руководителем заявителя, а адвокатом. Это придаст претензии солидность и важность документа.

Наличие судебного процесса в сфере перевозки грузов не свидетельствует о том, что сторонам запрещено вступать в стадию мирного урегулирования споров. Мировое соглашение между сторонами может быть подано суду на любой стадии судебного процесса до момента принятия судом соответствующего решения.

https://riyako.com.ua/ 

рекомендую к прочтению
Невыплата зарплаты. Как вернуть заработанные деньги?

Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда владелец бизнеса задерживал…

Порядок получения алиментов на ребенка: как взыскать алименты?

Порядок получения алиментов на ребенка: как взыскать алименты На сегодняшний день популярным направлением…

Лицевой счет по оплате коммунальных услуг, как разделить?

Исходя из практики юридической компании Рияко и партнеры, жилищные споры касательно пользования жилым…

Как закрыть ФЛП?

Как закрыть ФЛП самостоятельно: В регистрационную службу необходимо подать заявление о закрытии…